Президент Владимир Путин год назад говорил, что уже 10% ВВП России приносят предприятия, работающие в Арктике. Возможно, поэтому правительство думает перезапустить один из крупнейших транспортных проектов – самую северную в России железную дорогу к порту Сабетта.
Чтобы построить эту дорогу (Бованенково — Сабетта), ее передадут на федеральный уровень – федеральный бюджет подстрахует инвесторов, рассказали чиновник и три участника переговоров: концессионное соглашение подпишут с «Газпромом» (либо с его «дочкой» «Газпромтранс») и РЖД. Переговоры об участии в проектной компании идут и с «Новатэком», знают три участника обсуждений, но он согласия пока не дал. Представители РЖД и «Газпрома» отказались от комментариев, «Новатэк» не ответил на запрос.
Обсуждение проекта правительством началось в августе на совещании у вице-премьера Максима Акимова, говорят три собеседника «Ведомостей», а представитель Акимова это подтверждает: инициативу проявил Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО). Теперь ЯНАО, РЖД и Минтранс должны представить технико-экономическое обоснование проекта, говорит представитель Акимова. Представитель Минтранса сообщил, что проект в проработке. «Вопрос, получит ли проект федеральные деньги, – даже если в план магистральной инфраструктуры он не включен, его могут добавить», – говорит человек, близкий к Минтрансу.
Дорога нужна, чтобы обеспечить доставку грузов к местам добычи – до 2035 г. инвестиции в освоение Ямала и соседнего полуострова Гыдан составят, по данным правительства ЯНАО, 7 трлн руб., – а также переместить грузы с Северного широтного хода, вдоль которого расположено два десятка нефтяных и газовых месторождений, к Северному морскому пути.
Официальную заявку в правительство – частную инициативу – консорциум инвесторов может подать в первой половине 2019 г., знает участник совещания.
Сейчас действует соглашение о государственно-частном партнерстве в строительстве этой дороги от 2015 г., инвестор – компания «ВИС «Трансстрой», закончить строительство она должна была в 2019 г., но пока даже не начинала. Это нормально, соглашение продлено, достроить дорогу нужно к 2022 г., говорит представитель ВИС.
Это соглашение может быть расторгнуто, считает чиновник и подтверждает участник переговоров, по нему дорога осталась бы в собственности инвесторов, а по новому соглашению будет у государства.
Целью соглашения от 2015 г. была проработка проекта, анализ показал, что лучше всего федеральная концессия, говорит замгубернатора ЯНАО Александр Калинин. Новое соглашение разрабатывается, готово технико-экономическое обоснование, идут переговоры с участниками, сообщает представитель губернатора ЯНАО. С переходом проекта в статус федерального может потребоваться иная конфигурация участников, соглашается представитель группы ВИС: «Решения принимаются на государственном уровне и однозначно будут нами поддержаны».
Новое соглашение должно резко сократить расходы на строительство: прежде дорога стоила свыше 113 млрд руб. в ценах прошлых лет, рассказывает участник переговоров, в ценах лет строительства это было бы 176 млрд, по новому соглашению хватит 115 млрд. Дорога обойдется в 113–115 млрд руб., подтверждает еще один человек, знакомый с ходом переговоров. Экономию дадут новые проектные решения, обещают два участника переговоров: дорога будет однопутной, без насыпи под второй путь. Пропускная способность составит 8–10 млн т в год, говорит представитель губернатора.
Участие «Газпрома» в концессии логично: компания уже строила участок Обская – Бованенково – Карская с применением технологий для вечной мерзлоты. Компания хотела продать дорогу РЖД, договориться о сделке в 2009 г. поручал тогдашний премьер-министр Путин. Но покупать тупиковую ветку за 130 млрд руб. – так ее оценил «Газпром» – РЖД отказалась. «Газпром» несет убытки: одна амортизация обходится в 4,5 млрд руб. в год, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, операционные расходы – еще 1,3 млрд руб. в год. Рассматривается вариант, что ветку Обская – Бованенково – Карская выкупит у «Газпрома» концессионер, знают участники переговоров.
Фактически сценарий выкупа действующей линии для «Газпрома» оптимален: он позволяет продать проблемный актив по балансовой стоимости, но большую часть средств компания, вероятно, должна будет реинвестировать в строительство новых участков, предполагает Бурмистров. «Балансовая стоимость Обской – Бованенково такова, что может дать «Газпрому» контроль в концессии, возможность перераспределить с другими участниками соглашения расходы на содержание линии и переложить на государство риски, связанные с убытками», – предполагает Бурмистров. «Новатэк» же, продолжает он, будет стараться минимизировать свою долю в концессии, потому что пропорционально ее размеру может быть вынужден финансировать выкуп у «Газпрома» действующей ветки и нести расходы на содержание убыточной инфраструктуры.
«Новатэку» нет необходимости отгружать продукцию в направлении Обской, напоминает эксперт: «Компания фактически будет вынуждена финансировать дорогу за 100 млрд руб., которую будет использовать «Газпром» для доставки строительных грузов на Ямал и газового конденсата в Сабетту».
Главным бенефициаром этого проекта мог бы стать «Газпром» – и расстающийся с убыточным активом, и получающий возможность использовать Северный морской путь, например, для вывоза конденсата, соглашается директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. «Логика «Газпрома» понятна – оптимизировать программу капитальных вложений, которая в 2018–2019 гг. достигнет пика. «Новатэку» проект, видимо, будет менее интересен – ему хватает его экспортных мощностей», – объясняет он. Но Северный морской путь – стратегический федеральный проект, от участия в котором, возможно, «Новатэку» не так просто отказаться, допускает Маринченко, так же как, видимо, не получится отказаться от заказа танкеров на Дальнем Востоке. «Но ведь и «Новатэк» немало получает от государства – «Ямал СПГ» вряд ли состоялся бы без помощи государства, инфраструктурной и лоббистской, на переговорах с иностранными партнерами», – заключает Маринченко.
|