23 октября 2012 г на Бованенковском нефтегазоконденсатном месторождении состоялись торжественные мероприятия, посвященные началу промышленной добычи газа в новом крупном газоносном регионе - на Ямале.
Введены в эксплуатацию первые пусковые комплексы Бованенковского месторождения и системы магистральных газопроводов Бованенково - Ухта.
В торжественных мероприятиях приняли участие председатель правления Газпрома, дочерних обществ и подрядных организаций.
С приветственными словами по видеосвязи к присутствующим обратился Президент Российской Федерации В. Путин.
Ямальский центр газодобычи приходит на смену Надым-Пур-Тазовскому региону, который более сорока лет является флагманом по добыче газа в стране.
Месторождения полуострова Ямал и прилегающих акваторий обладают гигантским потенциалом: разведанные запасы и предварительно оцененные и перспективные ресурсы газа составляют 26,5 трлн м3.
Это позволит к 2030 г ежегодно добывать здесь до 360 млрд м3 газа. В ближайшие десятилетия во многом именно за счет ямальского газа будет удовлетворяться рост потребления в России и за рубежом.
Мегапроект Ямал не имеет аналогов по уровню сложности. Углеводороды сосредоточены в труднодоступном районе с исключительно тяжелыми климатическими условиями. Полуостров характеризуется наличием вечной мерзлоты, продолжительным зимним периодом и низкими температурами (до -50 градусов по Цельсию).
В летний период 80% территории Ямала покрыто озерами, болотами и реками, что значительно ограничивает участки, где можно надежно располагать промышленные объекты.
В этих условияхБованенковского месторождения, проложил газотранспортный маршрут до Ухты и построил полноценную систему промышленного и жизнеобеспечения: автомобильные дороги, электростанции, вахтовый поселок, промышленные базы, железную дорогу и аэропорт.
Бованенковское месторождение является самым крупным по запасам газа (4,9 трлн м3) на полуострове, в связи с чем оно стало первоочередным объектом освоения.
В состав введенного в эксплуатацию первого пускового комплекса входят установка комплексной подготовки газа (УКПГ) мощностью 30 млрд м3 газа в год и 60 скважин.
Добыча на месторождении будет поэтапно наращиваться по мере подключения новых скважин, ввода УКПГ и дожимных компрессорных станций (ДКС).
В 2013 г на месторождении можно будет добыть до 46 млрд м3 газа, а в 2017 г его планируется вывести на проектную мощность - 115 млрд м3 газа в год, что соответствует примерно 1/6 части (17%) от текущего уровня добычи газа в России.
В перспективе проектная мощность месторождения может быть увеличена до 140 млрд м3 газа в год.
Для транспортировки ямальского газа в Единую систему газоснабжения Газпром строит систему магистральных газопроводов (СМГ) Бованенково - Ухта.
В настоящее время построена первая нитка протяженностью более 1240 км (с учетом резервных ниток подводных переходов) и первый цех компрессорной станции Байдарацкая.
Продолжается строительство 2-й нитки и 8-ми компрессорных станций.
Полностью завершить строительство СМГ планируется в 2016 г.
Надежную связь полуострова с материком обеспечивает построенная Газпромом железная дорога Обская - Бованенково протяженностью 572 км.
Кроме того, построенный на месторождении аэропорт способен принимать как вертолеты, так и самолеты.
Преодолевая тяжелые природно-климатические условия Ямала, Газпром сделал полуостров плацдармом для применения высокоэффективных, безопасных, инновационных технологий и технических решений.
Многие из них, по заказу Газпрома, разрабатывались специально для Ямала ведущими российскими научными институтами и отечественными предприятиями.
В частности, на Бованенковском месторождении впервые в России используется единая производственная инфраструктура для добычи газа из сеноманских (глубина залегания 520-700 м) и апт-альбских (глубина залегания 1200-2000 м) залежей.
Такой подход дает значительную экономию средств на обустройство и повышает эффективность эксплуатации месторождения. Бурение эксплуатационных скважин ведется отечественными буровыми установками 5-го поколения «Екатерина», воплотившими в себе лучшие конструкторские идеи.
Подготовка газа к транспорту осуществляется наиболее современным и экологически чистым методом низкотемпературной сепарации с применением отечественных турбодетандеров.
Для транспортировки газа по СМГ Бованенково - Ухта впервые для сухопутных газопроводов применяется давление 11,8 МПа (120 атм), что позволяет сократить количество ниток и снизить металлоемкость газопровода.
При строительстве используются уникальные отечественные трубы диаметром 1420 мм из стали марки К65 (Х80) с внутренним гладкостным покрытием.
Для того, чтобы железная дорога Обская - Бованенково смогла преодолеть пойму реки Юрибей, был проложен не имеющий аналогов самый длинный мост в мире за Полярным кругом (протяженность 3,9 км).
Для вывода газа с Ямала в страны Западной Европы параллельно со строительством СМГ Бованенково - Ухта ведется строительство СМГ Ухта - Торжок на участке Ухта - Грязовец и расширение газопровода «Грязовец - Выборг» с подачей газа в газопровод Северный поток.
При строительстве объектов Газпром, в первую очередь, заботился о сохранении уникальной ямальской природы.
Так, технологические объекты занимают минимально возможную площадь.
Применены технологии, снижающие воздействие на вечную мерзлоту: парожидкостные термостабилизаторы и теплоизолированные трубы для скважин.
Используются замкнутые системы водоснабжения, исключающие загрязнения водоемов и почвы.
Для свободной миграции оленей оборудованы специальные переходы через линейные коммуникации.
Проводится постоянный экологический мониторинг.
«Ни одна страна в мире не создавала ничего подобного в арктических широтах.
Это беспрецедентный проект в истории мировой газовой промышленности. Создав принципиально новый центр газодобычи за Полярным кругом Россия на деле доказала, что в Арктике ей нет равных», – отметил А. Миллер.
Обсудить на Форуме
|